Ефим Честняков
Ипостаси
Ефима Честнякова
Среди всех известных людей Костромской области в
сфере культуры и искусства есть только одна фигура, равной которой по
совокупности сфер своей деятельности нет не только в России, но и во всём мире.
А именно: по широте охвата видов искусств, в которых проявил себя, с
применением этих видов искусств в едином синтетическом действе, по
оригинальности своего творческого почерка, по глубине и широте мировоззрения,
самоотдаче великому делу – просветительства людей в том месте, где больше всего
пригодился.
Этой фигурой является Ефим Васильевич Честняков.
Уникальное мировое явление.
Уникальность
фигуры Ефима Васильевича Честнякова состоит не только в его общепризнанных
достижениях как художника, скульптора, поэта, сказителя, педагога, провидца. Не
только, хотя и это уже достойно самого высокого и широкого почитания.
Уникальность Честнякова также состоит и в многоплановости своей деятельности, в
создании поразительного и оригинального сплава многих видов искусств на высоком
творческом и профессиональном уровнях.
В Информационном
письме о проведении Дней памяти Честнякова указано, что он художник, поэт,
писатель, скульптор малых форм, режиссер театральных постановок, декоратор,
педагог, мыслитель, этнограф и так далее. Вот именно: и так далее. Потому что
всё не умещается, можно ещё многое добавить.
Уже давно
замечено, что многонаправленность творчества Честнякова преследовала не только
воплощение в жизнь им своей просветительской задачи. Кроме этого он осуществил
поиск и реализацию наиболее выразительных, наиболее эффективных по своему
воздействию на зрительскую крестьянскую аудиторию, естественно, в меру своих
минимальных материальных и художественных возможностей. Для этого им был
выработан и осуществлен собственный ряд изобразительных и литературных
художественных приёмов, собственный художественный стиль. Недаром Репин сказал
Честнякову, что он уже состоялся и Репину нечему его учить.
Ефим Васильевич
Честняков неповторимо соединил различные виды искусств в единое театрализованное
действо, где он сам был и драматургом, и сценаристом, и режиссером-
постановщиком, и художником-постановщиком, и декоратор, и сценографом, и
актером, и бутафорщиком, и музыкальным исполнителем, и перевозчиком декораций,
и театральным рабочим.
Его скромная
личная обитель одновременно была не только творческой мастерской, но и была
обставлена и как галерея, и как театральные подмостки, и как место общения с
детьми и взрослыми. Честняковым был найден и с успехом реализован необычный
метод работы с детьми, а также особый художественный и мировоззренческий метод
воздействия на зрителей детского и взрослого возрастов. Также он выработал в
себе и особый стиль общения с земляками не только в культурной сфере, но и по
обычным житейским проблемам.
Конечно, всё это
опиралось на культурные и легендарные истоки своей кологривской земли. Поэтому
в творчестве Честнякова художественными методами удивительно отчётливо,
необычайно тонко, при этом рельефно, красочно, сочно до ощущения запахов,
показаны жизнь деревни, нелёгкий и разнообразный труд и удивительный быт
крестьян рубежа 19-го – 20-го веков. Здесь мы находим сегодня богатейший
краеведческий, этнографический материал относительно Костромского ареала
Северной культуры (бывшей Северной Руси). В высоко художественной форме, со
своей особой плоскости зрения Ефим Васильевич показал и этим сохранил для
потомков характер, содержание и местные особенности народных верований,
организации и проведения как общих, так и местных народных праздников, нюансы и
тонкости народных гуляний, а также отдыха и общения крестьян между собой, их
поведения в различных ситуациях. Много им сохранено и народных песен, к тому же
Честняков, по свидетельству односельчан, сам прекрасно пел.
Особое место в
его творчестве занимают сказки. Они настолько ярки, самобытны, поучительны и
обворожительны, что многими Честняков характеризуется как сказочник, «художник
сказочных чудес». В своих сказках, опирающихся на многовековой народный
фольклор, Ефим Васильевич нёс доброе, светлое, праведное, основательно русское
своим землякам. Вместе с тем он
разговаривает и с нами сегодняшними сквозь время, через десятилетия, и
призывает быть добропорядочными, благожелательными к другим, полезными людям,
любящими окружающих и оберегающими живую природу.
Много материала
в произведениях Е.В. Честнякова о различных ремёслах, которыми владели
крестьяне того времени, о некоторых особенностях и приёмах трудовой
деятельности селян. Честняков был также первым фотографом в окрýге, а тогда это
было сложным ремеслом, но очень важным для земляков, потому что заезжие
фотографы делали фотографии тяп-ляп, а брали за это круто, что было не всем по
карману. Ефим Васильевич денег не брал.
Особое место в
творчестве Е.В. Честнякова принадлежит отражению бытовавшей в далеком и близком
прошлом русской народной речи. Им сохранён огромный объем примеров народных
говоров, крестьянской лексики и фразеологии, диалектных и специальных слов, что
стало основой создания профессором Ниной Семёновной Ганцовской с её учениками
Словаря народных говоров Верхнего Поунжья. Кроме того, Честняков в своих
произведениях сохранил много и топонимов, названий населенных мест, рек, речек,
озёр, болот, других местных географических названий лесов, лугов, холмов,
оврагов и т.п.
Таким образом,
мы перечислили более 30-ти ипостасей Ефима Васильевича Честнякова. Каждая его
ипостась со своей особой стороны характеризует Честнякова, а в целом создает
многоплановое полотно творческого труда и подвига, как сказал Виктор Яковлевич
Игнатьев, этого Великого Человека.
Е.В. Честняков
предстаёт перед нами колоритной, многоохватной, высокопрофессиональной,
самобытной фигурой. Можно без какой-либо на то натяжки утверждать, что Е.В.
Честняков это:
1.
В
сфере изобразительного искусства: живописец, график, портретист, иллюстратор, театральный
художник, декоратор, художник-новатор, галерист.
2.
Также
в сфере скульптуры: малые формы, статуэтки, персонажи пьес, театральная кукла,
жанровые композиции, декоративно-прикладные предметы, пространственно-объемные
формы, театральная бутафория.
3.
В
сфере литературы: прозаик, поэт, драматург, сказочник, сценарист, песенник.
4.
В
сфере театральной деятельности: режиссер-постановщик, художник-постановщик,
декоратор, сценарист, сценограф, бутафорщик, певец, музыкальный исполнитель,
создатель уникального кукольного передвижного театра.
5.
В
области краеведения: фольклор, этнография, лексика, диалекты, фотография.
6.
В
сфере просветительства: педагог, мыслитель, Учитель, народный философ,
провидец, целитель, народный святой, старец.
И в каждой этой
своей ипостаси Ефим Васильевич достиг удивительных творческих высот.
Ефим Васильевич
– выдающийся деятель Костромского края, неутомимый проповедник культуры и
искусств, замечательный представитель по сути всех видов искусств, выдающийся
представитель народа, крестьянства. Но
не только. На этом основании мы можем вполне утверждать, что Ефим Васильевич
Честняков – это уникальный деятель российской
культуры универсального, новаторского, самобытного типа. Это с большой буквы:
Художник,
Скульптор,
Литератор,
Театральный
деятель, Краевед,
Просветитель
и т.д. И
можно ещё много-много давать определений, ибо Честняков – это необычное,
неповторимое, нигде не встречающееся явление.
Главное – у Ефима Честнякова есть достойное и
непререкаемое место в российском изобразительном искусстве, литературе, театре,
в краеведении, в истории просветительства, и как обобщающий фактор – в
российской культуре.
Кроме того, Честняков – наиболее значимое достояние
Костромской области среди всех имеющихся.
Поэтому фигура
Е.В. Честнякова должна стать вровень с уже известными отличительными
особенностями и символами Костромского края такими, как «Иван Сусанин»,
«Ювелирная столица России», «Царский Дом Романовых».
Часть 2-я
Возникновение
и сохранение традиций.
К истории увековечения памяти
Ефима Васильевича Честнякова.
Ещё после первых двух научных экспедиций
1968 и 1971 годов, проведённых Костромским областным музеем и открывших Ефима
Васильевича Честнякова и его творчество, тогдашний директор Костромского
областного художественного музея Виктор Яковлевич Игнатьев в последствии мне
рассказывал, что очень хотел и стремился широко отметить столетие Е.В.
Честнякова в 1974 году, но не получилось – работа по исследованию творчества
Честнякова только набирала обороты, многое было неясно, большинство полотен
находилось в плачевном состоянии, реставрация только начиналась. Правда, Игнатьеву
всё же удалось на следующий год провести первую посмертную персональную выставку
Е.В. Честнякова.
Помню, как-то в продолжение одного из
наших бесед о Е.В. Честнякове Виктор Яковлевич сказал: «Вот тогда, в 1975 году,
я и решил, что уж к 110-ой годовщине мир узнает об этом великом человеке. И
знаете, ахнет. Я был уверен, ахнет». И действительно, в последующие семь лет с
1976 по 1983 гг. состоялось 19 персональных выставок Ефима Васильевича, в том
числе: в Москве – 5, Ленинграде – 2, а также по одной в Ярославле и Горьком, но
главное за рубежом, самые громкие семь выставок: во Франции (две в Париже,
Гавр, Сент, Брис) и в Италии (Флоренция, Турин). О Честнякове заговорил весь
мир.
Честняков вернулся!
К 110-ой годовщине Е.В. Честнякова основательно
готовились не только в Костромском областном художественном музее под
руководством В.Я. Игнатьева (1938 – 1999 гг.).
В 1978 году небольшим тиражом была
издана замечательная книга Вячеслава Ивановича Шапошникова (1935 – 2012 гг.)
роман «Ефимов кордон», повторно – в 1983 году, о непростой, трудной жизни Ефима
Честнякова и его потрясающем творчестве.
Художественные произведения Е.В.
Честнякова обсуждались в Костромском отделении Союза художников СССР, доклад
делал В.Я. Игнатьев. К докладу отнеслись положительно, деятельность музея в
этом вопросе поддержали и предложили продолжать исследования художественного
наследия Честнякова. Но Игнатьев смотрел шире, и в Честнякове видел
многогранную фигуру деятеля культуры, замечательно проявившего себя в различных
видах искусств и отдавшего весь свой талант родному краю, своим землякам.
Поэтому В.Я. Игнатьев вместе с Евгением Петровичем Трофимовым начали работу над
книгой «Мир Ефима Честнякова» (вышла в свет в 1988 г.).
В эти же годы главный реставратор
художественных работ Честнякова, выдающийся
советский и российский реставратор, академик РАЕН Савва (Савелий)
Васильевич Ямщиков (1938 – 2009 гг.) начал работать над глубокой, высокопрофессиональной
научной работой «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов» (вышла
в свет в 1985 г.).
Начал работать над пьесой по мотивам
сказки Е.В. Честнякова известный костромской драматург и поэт Виктор Сергеевич
Елманов, ныне председатель Костромского представительства Союза Российских
писателей. Спектакль под названием «Чудесное яблок» впервые был поставлен в
Костромском кукольном театре в 1990 году.
В этой связи напомню и про один
малоизвестный факт. В начале 1980-х годов в Костромском отделении Союза
архитекторов задумались о подготовке к 30-й годовщине со дня смерти Е.В. Честнякова,
но тоже не успели. Однако решения были приняты, и работа не только началась, но
и был создан «Проект надгробия Е.В. Честнякову». Разработка проекта была
поручена одному из выдающихся костромских архитекторов и реставраторов, зодчему,
почётному гражданину города Костромы Леониду Сергеевичу Васильеву (1934 – 2008
гг.).
В то время над
могилой Е.В. Честнякова стоял примитивный металлический крест; вокруг могилы – малохудожественная
металлическая ограда, окрашенная серебрянкой. Оформление могилы художника не
соответствовало его значению в русской художественной культуре. Надгробие
предлагалось выполнить «с использованием
традиций русской народной архитектуры, по мотивам надгробий с погостов
Русского Севера, а именно – Архангельской и Вологодской областей. Уместность
подобной трактовки надгробия определяется общностью исконной художественной
культуры Севера Костромского края с северными русскими областями и всем миром
художественных образов Е.В. Честнякова».
В книге, изданной в 2014 г. Е.Б Шиховцевым
и А.В. Соловьёвой «Л.С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края»,
опубликованы выдержки из этого Проекта, которым предполагалось над могилой «установить небольшой прямоугольный сруб под
двускатной тёсовой кровлей, с киотом на коньке… На кровле, в основании киота,
устанавливаются деревянные гребни, композиционно создающие к нему переход. В
торцовых стенках сруба устраиваются прямоугольные проёмы продухов, имеющие и
особое назначение: по установившейся традиции, местные почитатели Е.В. Честнякова
касаются рукой земли могильного холма».
В
виде крутой двускатной крыши из досок, прикрепленных к торцам вершника
предлагалось завершение киота. На верхней площадке вершника поставить
деревянную скульптурную фигурки сидящей крестьянской девочки – образ многих
картин художника.
Известно, русской деревянной
архитектуре, была не чужда полихромия. Поэтому,
оставляя сруб надгробия серым, предлагалось – «в соответствии с народными традициями – окрасить красной земляной
охрой кровлю, охлупень, стамики, боковые гребни, подпятник и кровлю киота; боковые
обкладки и вершник киота – светлой охрой. На них красной охрой нанести травяной
орнамент. Внутреннюю доску киота с обеих сторон окрасить светлым голубцом, по
которому красной охрой нанести посвятительные надписи. Окраска фигурки
девочки должна была имитировать крестьянскую одежду. Состав красок: краситель
на масляной основе с добавкой парафина, растворённого в бензине (для снятия
блеска)».
Проектом планировалось расширить
участок могилы за счет включения с двух сторон свободного пространства,
устройства скамьи из осиновой плахи и устройства низкой жердевой ограды на
деревянных столбах. Калитку разместить на западной стороне участка, со стороны
аллеи. Текст посвятительной надписи предлагался: «Ефим Васильевич Честняков. 1875
– 1961. Художник сказочных чудес». Проект был готов в 1983 году, в феврале 1984
г. – обсуждался и был рекомендован к реализации на заседании Костромского
отделения Всероссийского общества охраны памятников. Потом при обсуждении этого
Проекта на заседании Костромского отделения Союза архитекторов тогдашний
председатель Правления отделения Калерия Густавовна Тороп (1934 – 1997 гг.)
предложила передать вопрос создания надгробия Областному музею, лично Е.Я.
Игнатьеву, мол «это его родная тема, дело его жизни». И Проект не был
реализован. Началась непоследовательная, порой бездумная перестройка, затем
развал СССР и длительное мучительное становление нового российского
государства.
В результате почти 20 лет не
проводилось персональных выставок Е.В. Честнякова (кроме экспозиций в Костроме
и Кологриве) до 2008 года, когда была проведена выставка в Резиденции
Президента России в Константиновском дворце («Дворце конгрессов») в
Санкт-Петербурге, да усилиями члена Союза российских писателей Руслана
Евгеньевича Обухова были изданы стихи Е.В. Честнякова, роман-сказка «Сказание
о Стафии – Короле Тетеревином» и трикнижие «Пути в избах» о Е.В. Честнякове.
В этой статье
я немного напомнил о событиях, предшествовавших столетию Ефима Васильевича
Честнякова. Конечно, празднование 110-летия состоялось, было проведено
множество мероприятий в Москве, Костроме, Кологриве, и как ранее, собрались
люди и в Шаблово. Но многое не успели тогда.
Отмечались и 120-летие,
и 130-летие, и ежегодно Дни памяти в Шаблово усилиями работников Дома-музея Честнякова,
его земляков и гостей. А вот в год 140-летия Честняковские чтения не
проводились, и в следующем, 2015, – то же. Слава Богу, что традиция чтений в
этом году восстанавливается подключением к этому делу непосредственно Департамента
культуры Костромской области и руководства Костромского областного
музея-заповедника.
Мне хочется напомнить,
что не за горами 150-летие со дня рождения нашего с вами, уважаемые читатели,
дорогого Ефима Васильевича. И было бы очень обидно, и даже преступно по
отношению к этому Великому Человеку и русской культуре, если мы также, как это
происходило в начале становления вышеупомянутых памятных дат, многое не успеем
к его полуторавековому юбилею. Тогда это было простительно, ибо это было
начало. Теперь же оправдания не будут приняты. Надо уже сейчас начать планировать,
готовиться, может быть даже создать специальные для этого комиссии в Костроме и
Кологриве, или совместную. А может быть и в Москве. Ведь творчество Ефима
Васильевича Честнякова – это не только кологривское и костромское достояние,
это культурное достояние всероссийского и мирового уровня.
Часть 3-я
Наш общий вклад
В вопросе
сохранения и популяризации творческого наследия Ефима Васильевича накопилось
много проблем. Все они решаемы. Конечно,
не сразу, но решаемы, особенно, если для этого будет принята специальная
областная Программа.
При проведении
Честняковских конференций вполне уместно также обсуждать такие особенности и
проблемы Костромского ареала Северной культуры (Севера Костромской области),
как родины Е.В. Честнякова, как заповедного края, как сферы нашей с Вами любви
и почитания, а именно:
1.
История
Кологривской земли.
2.
Краеведение
этого ареала.
3.
Культура
этого края в самом широком смысле.
4.
Географические
изыскания.
5.
Экономика
сельской местности.
6.
Экология
природы.
7.
Сохранение
фауны и флоры.
8.
Архивное
дело.
9.
Археологический
поиски.
10.
Геологическая
обстановка и разведка.
Надо взять за
традицию, проводить в Костроме, Кологриве, Москве, в других городах выставки
работ Честнякова с обязхательным проведением концертов, посвящённых творчеству
Е.В. Честнякова с привлечением самодеятельных детских, взрослых и
профессиональных коллективов, актеров и исполнителей, показывающих зрителям
всех возрастов различные произведения Е.В. Честнякова, а также произведения
других авторов, посвященных Честнякову, его жизни и творчеству, или
произведения, связанные с творчеством и мировоззрением Е.В. Честнякова, как это
представляют, например: московский «Театр трех муз» под руководством Людмилы
Грибовой, поэт и бард костромичка Ольга Запольских, педагог, актер и режиссер
из Кронштадта, наш земляк Юрий Львович Орнатский и другие.
Итого больше 40
направлений, по которым можно успешно осуществлять Честняковские дни и Дни
памяти Е.В. Честнякова
Всё это даёт
основание утверждать о возможности проведения в Костроме и Кологриве высокого
уровня Честняковских мероприятий российского и мирового масштаба с широким
привлечением научной, культурной и художественной общественности.
А теперь снова
вспомним: впереди через восемь лет 150-летие Ефима Васильевича. Этот юбилей
должен стать заметным событием не только в Кологриве, не только в Костроме, но
и для всей России. А тренировкой должно стать 145-летие в 2019 году.
Как минимум, для
этого требуется:
1)
Разработать
и реализовать «Костромскую областную
государственную целевую Программу сохранения и популяризации творческого наследия
Е.В. Честнякова» с выделением в ней туристическо-экскурсионной
составляющей.
2)
Более
глубоко исследовать костромской,
красносельский, кинешемский, петербургский и казанский периоды жизни и
творческой деятельности Е.В. Честнякова. Оцифровать
все рукописи Е.В. Честнякова и открыть к ним доступ учёным.
3)
Начать
работать над созданием к 150-летию
Е.В. Честнякова «Многотомника
произведений Е.В. Честнякова» (хотя бы первого тома), а также начать выпуски Серии небольших книг по
направлениям творчества Е.В. Честнякова для различного возраста читателей.
4)
Создать полную
библиографию
произведений Е.В. Честнякова и Каталог
всех изобразительных произведений Е.В. Честнякова, находящихся в различных
коллекциях и частных домах. Продолжать поиски для пополнения библиографии и
каталога.
5)
Построить дорогу к Дому-музею
Е.В. Честнякова в Шаблово (проект
готов).
6)
Осуществить
подготовку и организовать проведение в
2021 году Дней памяти Ефима Честнякова в Москве, а в год 150-летия со дня
рождения Е.В. Честнякова провести Большой концерт в Москве.
Может
быть, многим покажутся данные предложения несбыточными. Однако, если всё
заранее готовить, от года к году улучшать и совершенствовать проделанное, если
болеть душой, а не кричать по каждому поводу: «Денег нет», всё можно
реализовать, и совершенно успешно. Несбыточными эти предложения могут
показаться только тем, кто не хочет ничего делать, кто ленив, нерадив, кто не
любит свой родной край, кто не любит творчество Ефима Васильевича Честнякова,
как в этом году некие люди сорвали проведение Концерта в Кологривском Доме
культуры или в Кологривском муниципальном учреждении «Горница».
Мы все вместе, костромичи и кологривчане, а также
почитатели Честнякова из других российских мест, можем и должны поднять фигуру
Е.В. Честнякова как минимум на костромской уровень с введением его в один из
символов Костромской земли, а дальше – восстановить и ещё выше поднять его
славу на российский и мировой уровень. Надо только хотеть и всё обязательно
осуществится.
Это и есть на данном этапе лучший
вклад в сохранение и популяризацию творческого наследия Ефима Васильевича
Честнякова.
П.В. Романец
(В. Акатов),
председатель
Областного общественного проекта «Сохранение творческого наследия Е.В.
Честнякова», писатель,
художник, действительный член (академик) Международной академии информатизации
#павелроманец #вкостроме
#русгеограф #романецпавел #рго #романецакатов #краеведение #викторакатов #музейверхнеунжья
#paviro
#музей #polpavel #ефимчестняков #pavelromanec #авхробостов
#romanecpavel #илешево #romanecakatov
#викторакатов #верхнеунжье
#кологрив
Комментариев нет:
Отправить комментарий